+7 (4742) 28-92-12
398006, г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 1
офис 46, Схема проезда
Контроллеры серии КТМУ-50. Применение

Контроллеры телемеханики серии КТМУ-50 “Амадин”-это результат глубокой модернизации системы телемеханики “Магистраль-1”.  Рассчитаны на применение на опасных производственных объектах в нефтяной и газовой сферах.  При разработке контроллера основное внимание уделялось вопросам совместимости с существующими устройствами и технологиями обеспечивающим безопасную эксплуатацию ОПО (Опасный производственный объект). Под совместимостью понимается прежде всего возможность работы под несколькими основными протоколами принятыми в газовой и нефтяной отрасли, но не только это. Отдельные модули (субблоки) контроллера могут применяться в  корзине шкафа ШКТ-17 вместо штатных и наоборот- периферийные субблоки системы “Магистраль-1” (СБТИ, СБТС, СБТУ) можно без труда установить в корзину контроллера серии КТМУ-50 “Амадин”. Это дает в свою очередь совместимость с некоторыми устаревшими датчиками советского производства. Обычно, разработчики новых систем мало заботятся о совместимости с заведомо устаревшими устройствами. Но на практике часто встречаются случаи, когда требуется подобная совместимость. Например, сгорел датчик, а запасного нет (на приобретение требуется время) , зато есть в наличии аналогичный, но устаревшего образца. Понятно, что для человека занимающегося эксплуатацией, возможность “выкрутиться” из сложной ситуации всегда приветствуется.

 

Говоря о замене штатных субблоков системы “Магистраль-1”, можно сказать, что контроллер фактически заменяет собой корзину  шкафа ШКТ-17. При этом модернизировать шкаф возможно как сразу, так и по частям. При поэтапной замене первым делом необходимо приобрести основной субблок СБУ-529 (Главное управляющее устройство, плюс модем). На втором этапе можно избавиться от шкафа ШКУ-54. Для этого нужно приобрести несколько субблоков БК-441 (по количеству кранов). На третьем этапе с приобретение модуля питания МП-2412 ненужными становится субблок ВС-18 и БПА-15 (или подобный). И наконец, на четвертом этапе приобретается сама корзина серии КО-x21. Ранее приобретенные субблоки вставляются уже в нее и уже законченное устройство (контроллер) размещается в шкафу ШКТ-17. После этого этапа от старой системы остается собственно сам шкаф и клеммные коробки. Начиная с самых ранних этапов модернизации (после установки на все направление субблоков СБУ-529), возможно перейти на более современный протокол обмена (Modbus,BSAP,DNP3 и т. д.),  а значит, расширить систему дополнительными функциями и возможностями. В частности, встроенный модем (поддерживает как международные протоколы передачи, так и старые “советские”.) возможно перевести на скорость 1200 бит/сек, фактически являющееся стандартом в системах телемеханики. Для сравнения, система “Импульс” передает данные со скоростью 50 бит/сек, система “Магистраль-1”- 300 бит/сек. Поддержка групповых посылок позволяет фактически в несколько раз сократить время передачи, а в некоторых протоколах и того больше.  Порты контроллера (RS-232) поддерживают скорость до 115200 бит/сек. и к ним можно подключить внешний модем или  преобразователь RS-232 в оптический сигнал. Фактически, такая система уже не является системой “Магистраль-1” в классическом понимании. По принципу действия это уже другая, качественно новая система.

 

Для придания лучшего вида можно перенести контроллер в новый шкаф девятнадцатидюймового стандарта и сделать монтаж проводов, что является пятым и заключительным этапом модернизации. Конечно, многие фирмы внедряющие свои системы стараются заменить на новое все и сразу. Но при таком подходе они неизбежно столкнутся с трудностями связанными с переходом на новый протокол в работающей системе. При использовании контроллера “Амадин”, таких проблем не возникает. Изначально, контроллер программируется на тот протокол, который работал до этого в системе. После модернизации  всех контролируемых пунктов, систему можно перевести на другой протокол. Сейчас это делается вручную, но с применением модернизированного субблока СБУ-529/2 это можно будет сделать централизовано, с диспетчерского пункта. При этом перейдет на новый протокол не только сам контроллер ни и встроенный модем, с автоматической настройкой заданного уровня приема-передачи. Иными словами, любой сервисный инженер (обладающий полномочиями) сможет за несколько минут перевести всю систему на необходимый протокол обмена, послав всего несколько специализированных команд.


Как указывалось выше, контроллеры серии КТМУ-50 рассчитаны на применение на опасных производственных объектах. Одним из требований предъявляемым к системам работающим на таких объектах- никакие  воздействия не должны приводить к несанкционированным срабатыванием исполнительных механизмов. К сожалению, многие разработчики в погоне за вычислительными возможностями своих разработок забывают про эти наиглавнейшие требования безопасности. Почему же это так важно? Можете ли Вы представить себе ситуацию, что ракета с ядерной боеголовкой самопроизвольно сошла с пусковой установки и улетела в неизвестном направлении? Видимо нет.  Можно ли представить себе ситуацию, что у автомобиля с автоматической коробкой  на скорости, внезапно включится задних ход? Даже не хочется про это думать, тем более, зная, что конструкторы автомобиля исключили эту ситуацию применив ручное включение задней передачи. Автоматика систем телемеханики управляет мощными задвижками (кранами)  нештатная перестановка которых тоже может привести к серьезным последствиям. Контроллеры серии КТМУ-50 “Амадин” оснащены уникальной системой защиты от самопроизвольной перестановки крана, даже в случае повреждения контроллера прямыми грозовыми разрядами. Система гарантирует (с очень высокой долей вероятности), что напряжение телеуправления не сформируется даже если в контроллере “пробьется” все силовые транзисторы ( реле) и все процессоры “сойдут с ума”. Конечно, дать стопроцентную гарантию не может никто. Достаточно вспомнить судьбу печально известного парохода. Но, согласитесь, что для людей обслуживающих ОПО, больше по душе будет система в которой за основу поставлены требования безопасности, чем высокопроизводительная (в танки гонять?), но совершенно не защищенная система.

 

Продолжая тему безопасности, нельзя забывать, что для оборудования работающего в газовой и нефтяной сфере немаловажными требованиями явлются требования пожарной безопасности. Контроллеры серии КТМУ-50 сконструированы так, чтобы как нельзя лучше соответствовать этим требованиям. Многочисленные ограничители токов, предохранители обычного и термического действия, специальные схемные решения, все способствует тому, что в контроллере не возникнут очаги перегрева способствующие возгоранию. Ограничители тока на стыках платы СБУ-529 с периферией существенно уменьшают возможность искрообразования, в случаях короткого замыкания, вследствие неисправности.  Как правило, подобные неисправности могут возникать в результате воздействия грозовых разрядов. (Контроллер построен на современной элементной базе с применением автоматизированной сборки и работает достаточно надежно.) Но даже вероятность этих случаев достаточно низка. Контроллер имеет встроенную диодно резистивную защиту с применением высокоэффективных элементов (супрессоров) и как правило в критических ситуациях отделывается только сгоревшими предохранителями. Исключением являются прямые грозовые попадания. (В этом смысле контроллер можно сравнить с военной техникой, например с танком. Броня защищает экипаж от большинства попаданий снарядов малого и среднего калибра, но от атомной бомбы никакая броня не спасет.)


В последнее время очень актуальным встал вопрос импортозамещения. Контроллеры системы “Амадин” хоть и построены за импортных комплектующих, но разработаны и производятся целиком в России. Все программное обеспечение написанное для контроллера Российского происхождения и поставляется вместе с “железом” совершенно бесплатно.


Выше говорилось про новый, модернизированный субблок СБУ-529/2. В настоящее время этот субблок работает аналогично своему предшественнику. Но в ближайшее время этот субблок получит новое программное обеспечение. В нем будет встроенная файловая система и инструменты пользовательского проектирования. Говоря иначе, пользователи контроллера смогут писать свои программы для конкретного технологического процесса. (Большинство специалистов считают, что именно это качество и определяет главное назначение контроллера.) Не буду спорить, но замечу, что контроллеры “Амадин” созданы для систем телемеханики (удаленных объектов), для которых на первом месте стоит сбор информации и возможность управления исполнительными механизмами. Потребность в сложных алгоритмах управления обычно невелика. Для линейных крановых площадок возможностей системы на базе КТМУ-50 хватает с лихвой. Если же действительно необходимы сложные алгоритмы управления техпроцессом (например, крупные  газораспределительные станции), то управлять контроллеров можно через местный промышленный, одноплатный компьютер. В продаже нет недостатка таких вещей. В такой системе, контроллер выполняет роль оконечного (согласующего) устройства, к которому подключены датчики и исполнительные механизмы. Работая в сложных условиях, контроллер защищает управляющий компьютер от воздействия вредных природных факторов (перенапряжения, импульсные помехи). Возможности такой системы практически безграничны. Необходимо отметить, что к контроллеру возможно подключение до девяти измерительных ниток приборов учета газа. (SuperFlo, EK-260). Управляющий компьютер может вести для этих устройств архивы больших объемов. Контроллер с новым субблоком СБУ-529/2 и сам способен сохранять архивы в своей файловой системе, но возможности его для этого не велики.

 

Обобщая вышесказанное, подведем итог:

Контроллеры серии КТМУ-50 “Амадин” прекрасно подходят для решения большинства задач автоматизации в газовой и нефтяной отрасли. Универсальность, возможность подключения как аналоговых, так и цифровых датчиков (цифровые многопараметрические датчики), делает его прекрасным средством как для модернизации старого оборудования, так и для построения на базе него самого современного.

Компания "Автоное". Все права защищены. ©2011-2018
тел.: +7 (4742) 28-92-12

Яндекс.Метрика